Ответ Федерального фонда обязательного медицинского страхования

Председателю Вологодской областной организации
Профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации
Т.П. Быковой
Уважаемая Татьяна Павловна!
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее - Федеральный фонд) рассмотрел Ваше обращение и по компетенции сообщает.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 29.11.2010 № 326 - ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 326-ФЗ) к полномочиям Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относится реализация базовой программы обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации в пределах и за счет субвенций, предоставленных из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования.
Порядок распределения и предоставления субвенции установлен законодательными актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Предоставление субвенций из бюджета Федерального фонда на финансовое обеспечение переданных полномочий осуществляется в соответствии с требованиями базовой программы обязательного медицинского страхования по подушевому нормативу финансового обеспечения базовой программы обязательного медицинского страхования, который ежегодно утверждается в Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на очередной финансовый год и на плановый период.
В соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного
оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2018 № 1506 (далее - Программа), финансовое обеспечение высокотехнологичной медицинской помощи, включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования (далее - ВМП), осуществляется за счет субвенций из бюджета Федерального фонда.
Установленные положения законодательства Российской Федерации обеспечивают равные права застрахованных лиц на бесплатную медицинскую помощь за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования, в том числе при оказании ВМП.
Распределение субвенции на финансовое обеспечение переданных полномочий по субъектам Российской Федерации осуществляется по Методике распределения субвенций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 № 462 (далее - Методика), исходя из:
численности застрахованных лиц в регионе (в Вологодской области - 1 215 362 человека);
подушевого норматива финансового обеспечения базовой программы обязательного медицинского страхования (на 2019 год составляет
11 800,2 рубля в расчете на 1 застрахованное лицо, с приростом на 987,5 рублей или на 9,1% к 2018 году);
коэффициента дифференциации, который рассчитывается для каждого субъекта Российской Федерации, и учитывает социально-экономические и климатогеографические особенности регионов, в том числе влияние заработной платы.
Предоставление субвенции на реализацию Территориальной программы обязательного медицинского страхования Вологодской области, в том числе на оказание ВМП, осуществляется с применением повышающего коэффициента дифференциации - 1,124.
Письмом Минздрава России от 21.12.2018 № 11-7/10/1-511 «О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» в части финансового обеспечения ВМП определено, что величина норматива финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи, установленного программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, корректируется с учетом единого коэффициента дифференциации, рассчитываемого в соответствии с Методикой. Применение иных коэффициентов при этом не установлено.
В соответствии с Методическими рекомендациями по способам оплаты медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования (совместное письмо от 21.11.2018 Минздрава России № 11-7/10/2-7543 и Федерального фонда № 14525/26-1 /и) установлено, что оплата видов ВМП осуществляется по нормативам финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи, утвержденным Программой.
Изменения в Методику, которые вступили в силу с 1 января 2019 года, обусловлены структурными изменениями расходования субвенции.
В связи реализацией Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» в части повышения оплаты труда отдельных категорий медицинских работников возросло влияние затрат на заработную плату, в связи с чем их доля в структуре субвенции увеличена до 70%.
Индекс бюджетных расходов, который использовался в старой редакции Методики, также отражал влияние заработной платы, что приводило к двойному ее учету.
В новой Методике применяется коэффициент ценовой дифференциации бюджетных услуг, очищенный от влияния заработной платы, который учитывает социально-экономические, природно-климатические и географические и другие особенности регионов, в частности:
- численность постоянного населения;
- возрастной состав населения;
- среднедушевые денежные доходы граждан;
- удельный вес населения субъектов Российской Федерации, проживающего в районах с ограниченными сроками завоза товаров и в горных районах;
- удельный вес населения, проживающего в населенных пунктах с численностью населения до 500 человек;
- долю сельских населенных пунктов в субъектах Российской Федерации, не имеющих связи по дорогам с твердым покрытием и не обеспеченных связью с ближайшей железнодорожной станцией, морским или речным портом, аэропортом;
- плотность транспортных путей постоянного действия (железных дорог и автодорог с твердым покрытием);
- стоимость фиксированного набора товаров и услуг;
- стоимость жилищно-коммунальных услуг с учетом установленного в субъектах Российской Федерации минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах.
Показатели для расчета коэффициента ценовой дифференциации бюджетных услуг определяются Минфином России в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2004 № 670 «О распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации» и не являются предметом правового регулирования Методики.
Рассчитанная в соответствии с Методикой субвенция для Вологодской области на 2019 год утверждена в размере 16 119,9 млн. рублей, с приростом 1 448,5 млн. рублей или 9,9% к 2018 году.
Объем субвенции утвержден с учетом сохранения соотношения заработной платы врачей на уровне 200%, среднего медицинского персонала - 100% от среднего трудового дохода в регионе (с учетом фактически сложившейся доли средств обязательного медицинского страхования в фонде оплаты труда), а также увеличения на индекс потребительских цен (4,3%) заработной платы младшего медицинского персонала и всех остальных расходов медицинских организаций (коммунальные платежи, питание больных и другие) с 1 января 2019 года, заработной платы прочего персонала медицинских организаций - с 1 октября 2019 года.
Кроме того, в субвенции учтены дополнительные расходы региона на оказание медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями - 545,6 млн. рублей, а также на увеличение численности врачей и среднего медицинского персонала первичного звена - 95,8 млн. рублей.
Данные сценарные условия в полном объеме обеспечиваются предоставляемой для Вологодской области субвенцией из бюджета Федерального фонда, что подтверждается конкретными расчетами.
Расходы на заработную плату, рассчитанные по фактической численности медицинских работников, представленной медицинскими организациями по форме, утвержденной приказом Федерального фонда от 26.03.2013 № 65, с учетом фактически сложившейся доли средств
обязательного медицинского страхования в фонде оплаты труда (86,19%), составляют в 2019 году 9 052,7 млн. рублей.
Остальные расходы, с учетом их увеличения на индекс потребительских цен - 4 321 млн. рублей.
Таким образом, размер субвенции для Вологодской области на 2019 год (16 119,9 тыс. рублей) превышает расходы на заработную плату медицинских работников (9 052,7 рублей) и все остальные расходы медицинских организаций (4 321 млн. рублей) на 2 746,2 млн. рублей.
Достаточность субвенции подтверждается также наличием остатков на счетах медицинских организаций Вологодской области.
Согласно данным по форме № 14-Ф (ОМС), утвержденной приказом Росстата от 17.04.2014 № 258, указанные остатки по состоянию на 1 января 2019 года составили 711,1 млн. рублей и увеличились по сравнению с 1 января 2018 года на 94,6 млн. рублей (на 15,4%). В текущем году остатки продолжают увеличиваться и на 1 апреля они составили 744,7 млн. рублей.
Таким образом, в Вологодской области имеются все необходимые ресурсы для эффективной организации оказания медицинской помощи застрахованным лицам, что исключает риски снижения ее доступности.
В соответствии со статьей 316 Трудового кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для государственных органов субъектов Российской Федерации, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, муниципальных учреждений.
При этом финансовое обеспечение указанных расходов в соответствии со статьей 316 Трудового кодекса Российской Федерации и статьей 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона № 326-ФЗ финансовое обеспечение и реализация территориальных программ обязательного медицинского страхования в размере, превышающем размер субвенций из бюджета Федерального фонда, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Однако предоставление межбюджетных трансфертов из областного бюджета на увеличение стоимости территориальной программы обязательного медицинского страхования в части базовой программы обязательного медицинского страхования с 2015 года полностью прекращено.
Врио председателя И.В. Соколова