Федеральный закон от 21.07.2014 N 212-ФЗ “Об основах общественного контроля в Российской Федерации”

Версия для печатиВерсия для печати

21 июля 2014 года Президент РФ В.В. Путин подписал Федеральный закон №212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».

Новый федеральный закон устанавливает правовые основы организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций. Правовая основа общественного контроля не допускает принятие нормативных правовых актов в целях воспрепятствования осуществлению общественного контроля.

Граждане в составе общественных объединений также вправе участвовать в общественном контроле. Общественные объединения используют формы общественного мониторинга, общественного обсуждения, проверки, экспертизы и другие формы работы, предусмотренные данным Федеральным законом.

Статья 3 ФЗ №212 предусматривает дополнительные полномочия общественных объединений, если они предусмотрены иными федеральными законами. (Дополнительные полномочия Профсоюзам России даны ФЗ «О Профсоюзах, правах и гарантиях их деятельности», 1996 г.).

Под общественным контролем (ст. 4 ФЗ №212) понимается контроль в целях наблюдения, общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых актов и принимаемых решений органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями, иными органами и организациями, осуществляющими публичные полномочия в соответствии с федеральными законами.

Целями общественного контроля являются обеспечение:

– реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина;

– прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций;

– учета общественного мнения, предложений, рекомендаций граждан, общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций при принятии решений органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями, иными органами и организациями, осуществляющими в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия.

– общественной оценки деятельности органов государственной власти и т.д.

Задачи общественного контроля:

1.Формирование и развитие гражданского правосознания.

2.Повышение доверия к деятельности государства, а также обеспечение тесного взаимодействия государства с институтами гражданского общества;

3.Содействие предупреждению и разрешению социальных конфликтов.

4.Реализация гражданских инициатив в интересах государства.

5.Обеспечение прозрачности и открытости деятельности органов государственной власти и нижестоящих структур.

6.Формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению.

7.Повышение эффективности деятельности государственных органов и организаций.

При осуществлении общественного контроля должны быть обеспечены права граждан, добровольность участия, самостоятельность и независимость от контролируемых структур, публичность и открытость, объективность и беспристрастность, добросовестность и достоверность результатов.

Подконтрольные органы и организации обязаны рассматривать итоговые документы, учитывать рекомендации и выводы в работе.

Закон обязывает субъектов общественного контроля соблюдать нейтральность и недопустимость вмешательства в деятельность как государственных органов и организаций, так и политических партий и исключать обратный порядок влияния решений органов власти и политических партий на осуществление общественного контроля.

Публичность и открытость общественного контроля должна достигаться через специальные сайты, однако допускается использование и официальных сайтов органов государственной власти, органов местного самоуправления и т.д., а также через общественные палаты субъектов РФ и общественные палаты и советы муниципальных образований.

В соответствие с новым федеральным законом основная роль общественного контролера возложена на общественные палаты и общественные советы, могут также создаваться наблюдательные комиссии, общественные инспекции (общественные инспекции труда: правовая и техническая уже действуют в Профсоюзах России), группы общественного контроля, иные организационные структуры общественного контроля.

Закон ограждает общественный контроль от лиц имеющих личный интерес в виде получения денег, ценностей, имущественных прав, услуг для себя или для третьих лиц и не допускает субъекта общественного контроля, имеющего конфликт интересов к осуществлению общественного контроля.

Закон предусматривает (ст. 13) содействие общественным советам при органах исполнительной власти субъектов РФ, учету прав и законных интересов общественных объединений при общественной оценки деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ.
Документы по результатам общественного контроля могут быть направлены в органы государственного контроля (надзора). Субъекты общественного контроля вправе создавать ассоциации и союзы общественного контроля в целях повышения эффективности их деятельности.

Закон вступил в силу с 2 августа 2014 года.