Новая система повышения квалификации

Версия для печатиВерсия для печати

Совет ректоров медицинских и фармацевтических высших учебных заведений поддержал изменения в сфере непрерывного медицинского образования
Министр здравоохранения Российской Федерации Вероника Скворцова открыла совместное заседание Комитета Государственной Думы РФ по охране здоровья и Совета ректоров медицинских и фармацевтических высших учебных заведений России. Она сообщила, что теперь за образовательный блок в Минздраве России будет отвечать заместитель министра здравоохранения РФ Татьяна Яковлева.

По единым требованиям

В.Скворцова обратила внимание собравшихся, что впервые в нашей стране выстраивается система, когда качество медицинской помощи не зависит от места проживания граждан. Раньше, когда речь шла о её доступности, считалось приемлемым, что медицинская помощь может предоставляться совершенно по-разному в городе и сельской местности. Теперь здравоохранение настроено на работу по единым типовым требованиям. Экспертное сообщество разрабатывает 7 тыс. клинических протоколов по 60 медицинским профилям. Отличие может быть только в том, как выстроена логистика, чтобы проживающий получал эту помощь своевременно.

В завершение своего выступления министр наградила медалью «За заслуги перед отечественным здравоохранением» ректора Воронежского государственного медицинского университета профессора Игоря Есауленко.

«В этом году будет отмечаться 260-летие со дня основания Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М.Сеченова, – напомнил ректор университета академик Пётр Глыбочко. – В течение юбилейного года в праздничные мероприятия будут вовлечены все студенты и студенческие объединения вуза. Завершатся торжества в октябре 2018 г. установкой памятника выдающемуся российскому хирургу, который внёс огромный вклад в становление и развитие Сеченовского университета – Николаю Васильевичу Склифосовскому».

Бизнес-сообщество и образовательные программы

Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по охране здоровья Наталья Санина, выступавшая перед аудиторией, предложила уточнить в Трудовом Кодексе РФ порядок направления медицинских работников на обучение.

Каждый работодатель должен чётко понимать, какие именно образовательные мероприятия он может и должен оплатить для медицинского работника, – отметила она. – Думаем внести в Правительство РФ подобную законодательную инициативу. Кроме того, статью 82 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» также необходимо дополнить положением о придании посещениям школ, конгрессов, профессиональных съездов статуса полноценных образовательных циклов.

Сопредседатель регионального штаба ОНФ в Томской области, член Комитета Госдумы по охране здоровья Татьяна Соломатина инициативу в части конкретизации гарантий оплаты обучения поддержала. «Мы получаем достаточно большое количество обращений, что отныне мероприятия, связанные с повышением квалификации, являются платными. Это очень деликатный вопрос. Он связан с тем, что в процессе подготовки медицинских кадров участвует также и бизнес-сообщество. Нужно обсуждать, кто будет платить, за что, каким образом».

Прогнозы ЮНЕСКО и современные вызовы

Новым вызовам в системе НМО посвятила своё выступление директор Департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России Татьяна Семёнова. Она напомнила, что в 2018 г. эксперты ЮНЕСКО определили основные тенденции в медицинском образовании до 2028 г. Многие из них прочно входят в систему НМО. Например, выбор врачебной траектории, или другое предложение – мобильное, игровое обучение. В 2016 г. начал реализовываться приоритетный проект Минобрнауки «Современная образовательная цифровая среда». Так создавалась единая веб-платформа для онлайн курсов, которой стали пользоваться все вузы, реализующие программы высшего профессионального образования. С 2018 г. – проверка знаний и компетенций должна проводиться по аналогичной схеме уже по программам среднего профессионального образования. Речь идёт о вовлечении к 2030 г. всех уровней образования в новую систему, включая дополнительное. Это должно привести к повышению качества и конкурентоспособности образования.

Координационный совет по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования много сделал, чтобы разработанный план стал реальностью. Приказ Минздрава России дал старт пилотному проекту «Новые кадры для современного здравоохранения», в котором отражены основные принципы НМО. Как известно, в 2014 г. была разработана программа учёта индивидуального освоения образовательных мероприятий. В 2015 г. пилотный проект был пролонгирован до 2021 г. На базе Российского научно-исследовательского медицинского университета им. Н.И.Пирогова был создан и запущен в эксплуатацию портал НМО. Так заработал новый механизм, получивший широкомасштабное распространение. Он снял ограничения на специальности и образовательные организации.

– Шаг за шагом в повседневную жизнь медицинских работников вошли два новых термина – порядок допуска к профессиональной деятельности и аккредитация медицинских специалистов, – сказала Татьяна Владимировна. – Это закономерно. Оценка квалификации специалистов осуществляется в ходе периодической аккредитации. Всё это преследует цель – обеспечить отрасль квалифицированными кадрами. В прошлом году через данную процедуру прошли выпускники лечебного и педиатрического факультетов. Но начинался этот путь с того, что вузы перешли на федеральные образовательные  стандарты третьего поколения. С 2019 г. аккредитацию будут проходить и ординаторы. А периодическая аккредитация, о которой так много говорится в последнее время, ожидает всех медицинских работников с 2021 г.

Татьяна Семёнова остановилась и на возможностях портала, который стал неотъемлемой частью единой информационной системы здравоохранения. Регистрация и вход на него сегодня может осуществляться через портал госуслуг. Соответственно пользователи, которые входят с помощью указанного алгоритма, быстрее идентифицируются на портале, который связан с федеральным регистром медицинских работников.

Портал создавался для главной группы пользователей – медицинских работников. Важным моментом стал ввод в эксплуатацию поисковой системы и платформы дистанционного обучения. Были предусмотрены отдельные кабинеты для организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Плюс к этому разработана система анализа активности слушателей и образовательных организаций. В результате появилась возможность быстрого распространения образовательного контента, который доходит до каждого слушателя. Главное же преимущество – это происходит вне зависимости от региона, в котором работают специалисты. Повышение квалификации становится доступным даже в том случае, если рядом нет медицинского вуза. При этом контент портала делится на 3 большие группы: программа повышения квалификации, содержащая очные семинары, мастер–классы, интерактивные модули. Здесь содержится образовательный материал по утверждённым клиническим протоколам, требуемым компетенциям, по наиболее актуальным проблемам здравоохранения. В большинстве своём – это достаточно короткие образовательные курсы, которые содержат модули и контрольно-измерительные задачи. Если такие образовательные курсы удаётся объединить в крупные блоки, то они становятся наиболее приемлемыми. Примером является разработанная программа по онкологической настороженности, демонстрирующая эффективность освоения образовательного курса в районе 80%. Его уже прослушали более 25 тыс. врачей первичного  звена, что можно считать хорошим показателем, к которому должны стремиться и другие.

НМО в разрезе социологических опросов

Как показывают социологические исследования, 51% респондентов подтвердили, что они уже участвуют в повышении своей квалификации через портал НМО. В очередном опросе участвовало 4276 человек. Переход на новую систему считают необходимым – 39%. Однако 38% заявили, что предыдущая система их отчасти устраивала. На новую у них есть определённые нарекания. Специалисты в возрасте, составляющие «основной костяк» работающих в отрасли, к прохождению некоторых занятий, лекций в интернете относятся настороженно. И их можно понять. Другое дело, когда молодёжь, немыслящая свою повседневную жизнь без гаджетов, ориентированная на то, что интернет предоставляет множество полезных вещей, не спешит высказать положительную оценку новой системе. Почему так происходит? Отчасти потому что с момента введения аккредитации не прошло ещё и 5 лет, многие просто не сталкивались с новым порядком, который приходит на смену старому.

Обучение с помощью интерактивных модулей прошли 40 тыс. врачей. Мнение этих респондентов больше всего интересовало разработчиков портала. Выяснилось, что они советуют подумать, как обеспечить взаимозачёт между программами, модулями по нескольким специальностям. Ещё из предложений слушателей – увеличить возможности выбора траектории, в зависимости от исходного уровня квалификации, то есть предлагать большее количество дистанционных программ и модулей.

По словам Т.Семёновой, портал будет дорабатываться, улучшаться его адаптивные свойства, актуальность, наполняться структурированным, формализованным контентом, усиливаться авторитетными источниками, авторами и действующими нормативными документами. Удобный интерфейс должен помогать быстрой экспертной оценке, а прозрачный механизм оценки знаний и чётко установленные временные рамки, подталкивать врачей принципиально изменить уровень своей квалификации. Минздрав считает основным – наполнять контент актуальной информацией, позволяющей каждому врачу в тот момент, когда это необходимо, проверить себя, чтобы продолжить свой профессиональный рост, совершенствовать качество и доступность медицинской помощи.

2018 – год волонтёров

Директор Департамента общественного здоровья и коммуникаций Минздрава России Олег Салагай рассказал о том, как оценивает добровольчество в медицинских вузах Министерство здравоохранения РФ.

– Почти 90% лечебных учреждений привлекают к работе некоммерческие добровольческие организации, – констатировал О.Салагай. – Тем не менее, значительная часть учреждений здравоохранения серьёзно не занимаются волонтёрством. Примерно 8% расходуют на эти цели государственные средства. Минздрав России выделяет ежегодно субсидии для организации работы по профилактике заболеваний. Эти средства могут быть потрачены, в том числе и на поддержку волонтёрских организаций. Всего в нашей стране их, активно работающих, насчитывается 470. В них состоят порядка 12 тыс. волонтёров, которые учатся или работают в подведомственных Минздраву России высших образовательных учреждениях. Эта благородная деятельность охватывает около 4 млн человек. Прежде всего волонтёры выбирают содействие в оказании медицинской помощи. Медицинским волонтёрам доверено сопровождение массовых спортивных мероприятий, они координировали работу всех волонтёров на Олимпийских играх, на Всемирном фестивале молодёжи и студентов. Важным направлением их деятельности стали популяризация донорства крови, ориентация молодёжи на выбор профессии врача, профилактика заболеваний. Масштабы этого движения потребовали согласованности. В результате по поручению министра был создан центр поддержки медицинского добровольчества на базе РНИМУ им. Н.И.Пирогова. Он взял на себя координацию развития волонтёрства в регионах, методологическую работу и анализ. Кроме того, министерством утверждён специальный ведомственный план. Одна из главных его задач – обеспечение единства движения.

Очевидно, что работа волонтёров, некоммерческих организаций требует определённой поддержки и со стороны государства. В рамках проекта была разработана стратегия предоставления субсидий НКО. По поручению министра были зарезервированы средства в размере 40 млн руб. на поддержку наиболее интересных проектов в этой области.
Добровольческое движение должно поддерживаться и вузами. Такие благородные порывы должны находить отражение и в оценке волонтёров со стороны образовательных организаций.

– Мы посмотрели, насколько качественно учитывают образовательные организации эту деятельность в рамках индивидуальных достижений, – сказал О.Салагай. – Как проводить этот учёт, как обеспечить его единство и трансферт полученных баллов, когда студент переходит из одного вуза в другой – одна из тех задач, которая стоит перед ректорским сообществом в рамках подготовки нового порядка по ординатуре.

Совет ректоров в завершение заседания поддержал четыре проекта, которые будут реализовываться в рамках этой общественной организации. Один из них – проведение Всероссийского фестиваля искусств студентов-медиков и медицинских работников в Ярославле. «Медицинская газета» входит в состав учредителей конкурса. И приглашает коллег выступить на престижном мероприятии. Мы ждём встречи талантов в городе на Волге!

Алексей ПАПЫРИН, обозреватель «МГ».
Фото Александра ХУДАСОВА.

На снимке: заседание ведёт Пётр Глыбочко